Структура налога на доходы физических лиц - Налог на доходы физических лиц

Проблемы и пути совершенствования механизмов налогообложения доходов физических лиц в РФ. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства иностранных граждан, именуемых в российском законодательстве обобщенным термином — физические лица.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками.

Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. Несовершенство налоговой базы по подоходному налогу, наличие большого количества льгот, оставшихся в наследие от советского времени, а также слабое администрирование сбора налога, в свою очередь являлись дестимулирующим фактором полноты сбора налога. Заработная плата, будучи важнейшим элементом в структуре доходов населения, являлась базой не только для обложения подоходным налогом.

На рядового налогоплательщика государство возлагало чрезвычайно высокую налоговую нагрузку. В то же время налоговые льготы практически никогда не достигали той цели, ради которой они вводились, нарушая принципы равноправной конкуренции экономических агентов и способствуя коррупции. Проблемы могут быть решены исключительно посредством проведением полномасштабной налоговой реформы направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

Сегодня отличием от советского времени является то, что методы решения проблем регулирования доходов населения, борьбы с бедностью содержат не административные, а экономические инструменты. В этой связи налоговые механизмы приобрели особую актуальность. Опыт ведущих промышленно-развитых стран мира демонстрирует высокий потенциал подоходного налога с физических лиц. Данный налог является главным или основным источников формирования бюджетов этих стран, а также эффективным регулятором в социальной сфере.

Рассмотрение эволюции подоходного налога с физических лиц в России раскрывает неэффективность применяемых форм налога, и, более того, их отрицательное воздействие на социально-экономическое положение в стране. Таким образом, назрела острая необходимость определения в России оптимальной формы налога на доходы физических лиц в современных условиях с дальнейшим ее развитием, обеспечивая на каждом этапе развития реализацию возникающих возможностей.

Формирование оптимальной формы налога на доходы физических лиц в России должно учитывать все имеющиеся возможности этого вида налога, международный опыт, а также соответствовать сложившейся социально-экономической ситуации в стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста.

При написании работы использованы труды зарубежных и отечественных ученых, специалистов в области теории и практики налогообложения физических лиц, социальной политики государства, законодательные и нормативно-правовые акты по налогообложению, материалы периодических изданий, научных конференций.

Изучению и разработке социально-экономических аспектов налогообложения доходов физических лиц посвящены работы ведущих российских экономистов и социологов: Юткиной и многих. Методологической основой проводимого исследования является диалектический метод познания, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Сравнительный подход к объекту исследования реализован при помощи общенаучных методов: Предметом исследования являются социальные, экономические факторы, определяющие потенциал налога на доходы физических лиц в России.

Целью данной работы является изучение налога на доходы физических лиц: Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:. Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования фискальных элементов налога на доходы физических лиц способствуют расширению его теоретической базы, необходимой для обеспечения эффективного функционирования налога на доходы физических лиц в РФ.

Практическая значимость данного дипломного исследования состоит в том, что отдельные результаты работы могут быть использованы для целей реформирования действующей системы налогообложения доходов физических лиц и адресованы органам законодательной власти при разработке норм налогового законодательства. Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.

Налог - это одно из основных понятий финансовой науки, важно понимать его природу, функции, значение для экономики, в чем есть определенная сложность, обусловленная тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и политико-правовое явление реальной жизни.

Алексеенко еще в XIX. Экономическая природа налога заключается в определении источника обложения капитала, дохода и того влияния, которое оказывает налог на частные хозяйства и народное хозяйство в целом, то есть обнаруживает себя в сфере производства и распределения. Из истории явствует, что налоги - это наиболее поздняя форма государственных доходов. Еще в первой половине XVII. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.

Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин мог сказать: Практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила, говоря современным языком, общественное мнение относительно справедливости взимания налогов. Правительства сталкивались с неприятием налогов населением, уклонением от их уплаты. Непосредственным результатом введения налогов является материальный ущерб для плательщика.

На ранних этапах развития налоговой системы, когда государственные доходы еще не отделяются от личного имущества короля, против налогов возражают с позиций неприкосновенности частной собственности и допускают их лишь в чрезвычайных случаях как экстраординарный источник государственных доходов.

Так смотрит на налоги выдающийся представитель школы меркантилистов Ж. Боден, не говоря уже о более ранних итальянских экономистах XV - начала XVI в [3]. Это один из самых известных и широко распространенных налогов. Он охватывает значительную часть населения той или иной страны. Основной причиной его высокого удельного веса в налоговых доходах развитых стран является высокий растущий уровень доходов населения этих стран.

На роль и тенденцию развития индивидуального подоходного налога в развитых странах значительное влияние оказывают позиции различных теоретических школ [4].

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов. Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной бюджетной функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

Другая функция налога с населения как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие дестимулирующие подфункции.

Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, структура налога показана на рисунке 1 [6].

Налог на доходы физических лиц в России - otdelka-domov-nn.ru

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц один из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Значение налога на доходы физических лиц для региональной казны велико, он зачисляется в бюджет области и является одним из основных источников дохода.

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства.

Такая ситуация, в общем, свойственна экономике переходного периода. Для того чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы.

Что такое НДФЛ (Налог на доходы физических лиц) в России

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны. Налог на доходы связан с потреблением принимаем, что доход, направленный на потребление, равен разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходыи он может либо стимулировать потребление, либо сокращать.

Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения. На определенных этапах экономического развития, когда доходы населения невелики, доходы бюджета от налога также незначительны. Причем повышение ставок налога в данном случае неэффективно, поскольку приведет к снижению уровня потребления, что, в свою очередь, повлечет еще большее снижение доходов.

В такой ситуации логичной представляется простая система подоходного налогообложения, в которую входил бы экономически обоснованный не облагаемый налогом минимум и применялась бы простая ставка, то есть единая ставка ко всему доходу свыше минимального уровня. Например, одной из наиболее важных черт фискальной системы США является отчетливо выраженное преобладание налогообложения дохода над налогообложением потребления. Однако такая структура приоритетов сформировалась лишь постепенно, под воздействием сочетания различных внешних и внутренних факторов.

Американская налоговая система довольно гибка и, в целом, способствует экономическому развитию страны, но, скорее, это сложилось в силу исторической необходимости, чем является следствием экономической мудрости налоговых властей. Наличие льгот и вычетов в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы [8].

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога. Стоит отметить, что при низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата.

наверх