Применение статистических методов в исследованиях - 3. Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании

Статистические методы являются базовым инструментарием обработки данных измерений практически во всех областях научкого знания. Наиболее широкое применение они получили в естественных науках, где возникла острая необходимость анализа огромного массива эмпирических данных.

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Применение статистических методов в медицине

В сочетании с методами планирования и моделирования эксперимента статистические методы позволяют выявлять объективные закономерности при проверке различных научных гипотез. В гуманитарных науках, таких как педагогика и психология, статистические методы прочно утвердились тогда, когда эти науки стали активно использовать эксперимент в качестве метода научного исследования, где измерениям различных параметров, факторов, признаков отводится важная роль.

Некритически восприняв положение о том, что в каждой науке столько науки, сколько в ней математики, практические работники школ, методисты, дидакты пытались и отчасти пытаются сейчас формализовать буквально все элементы педагогического процесса.

Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании

Например, разрабатывались методики оценки эффективности обучающих воздействий учителя на основе подсчета количества используемых технических средств обучения, плакатов, раздаточного материала, демонстраций, количества учащихся, отвечающих у доски, общего числа правильных ответов учащихся, количества выполненных упражнений, решенных задач и т.

И в зависимости от общего числа набранных баллов давалась оценка обучающей деятельности педагога. Не случайно, что такие механистические процедуры оценки работы учителей большинством из них не были приняты в качестве рабочих средств анализа урока, поскольку развивающий эффект урока связан прежде всего с внутренними психическими процессами школьника, которые невозможно оценить через внешние формы урока и которые далеко не всегда коррелируют с внешними педагогическими воздействиями.

И все же статистические методы сегодня стали неотъемлемой частью педагогических и психологических исследований, поскольку без них при решении целого ряда исследовательских задач невозможно дать объективную интерпретацию результатов измерений.

Применение статистических методов исследования в оценке деятельности здоровья и здравоохранения

Дело в том, что психолого-педагогические измерения, выполненные с помощью различных тестов, опросников, всегда сопровождаются некоторой ошибкой, которую вызывают несовершенство диагностического инструментария чаще всего он отражает некоторую модель изучаемого объекта, которая никогда не бывает абсолютно тождественной его сущностиразличные обстоятельства, связанные с условиями проведения измерений. Поэтому результат психолого-педагогического исследования имеет вероятностный характер, следовательно, необходимо доказывать статистическую достоверность значимость полученных результатов.

Это и обусловило применение в педагогике и психологии статистических методик сравнения уровней исследуемых параметров, интегральных характеристик результатов измерений, мер вариации параметров и т. Мы рассматриваем лишь некоторые примеры использования статистических методов и процедур формализации средств обработки результатов измерений, с нашей точки зрения представляющих тот минимум, которым должен владеть педагог или психолог для грамотного проведения исследования.

При решении сложных исследовательских задач, требующих применения соответствующих статистических методов факторного, дисперсионного анализа, методик множественных сравнений и др. Применению статистических методов предшествует этап формализации задачи введение символьных обозначений, выбор параметров, установление порядка предположительных процедур, сравнений и т. Например, при формализации объекта предмета исследования его определяют как некоторую модель, обладающую диагностическими признаками параметрами, фиксируемыми с помощью измерительных процедурпри этом определяют совокупность интересующих исследователя диагностических признаков; подбирают измерительные инструменты, определяют границы вариаций, шкалы оценок; с позиций структурно-функционального подхода определяются связи и компоненты объекта предмета исследования.

Для разработки моделей как сравнительных объектов часто используют методы математического моделирования: Предполагается, что точное поведение объекта не известно, его структурные компоненты в точности не определены, не выяснены их функции.

Идея состоит в том, что варьируют факторы, влияющие на поведение объекта, измеряют отклики следствие экспериментального воздействия. Цель эксперимента — определить закономерность зависимости откликов от факторов-раздражителей экспериментального влияния. FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права?

Белорусский государственный педагогический университет. Критерий сформированности целостного образовательного пространства. Критерий становления системы полноценной социализации и воспитания, деятельности учреждений дополнительного образования. Критерий хода инновационных процессов. Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании Статистические методы являются базовым инструментарием обработки данных измерений практически во всех областях научкого знания.

наверх