История отечественной мысли - ЛИТЕРАТУРА / КНИГИ

Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.

Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяются следующие этапы: Чаадаевфилософия декабристов П. Станкевич и славянофильское А. Белинский; анархисты - М. Кропоткин; народники - Н. Ткачев; марксисты - Г. Победоносцев ;русский космизм Н. Прославляется Русь и князь Владимир. Иван Грозный и Андрей Курбский ХVIв. Иван Грозный, ссылаясь на историю римских императоров, выступал за абсолютную, ничем не ограниченную монархию.

Андрей Курбский, обращаясь к просвещенному европейскому монархизму, отстаивал идею государства, основанного на соблюдении законности, ограничении действий царя земским собором. Спор был решен в пользу Ивана Грозного: Выступал против норманнской теории образования русского государства.

Критикует деспотизм и самоуправство помещиков. Крепостное право не только противоречит естественным правам человека, но и неэффективно в экономическом отношении. Самодержавие - тормоз общественного прогресса в России. Часть декабристов стояла за конституционное ограничение самодержавия, другая за республику. Свобода личности, слова и печати, свобода вероисповедания, наделение крестьян землей, неприкосновенность частной собственности - первоочередные задачи, которые надо решить в стране.

Средство для их решения большинство декабристов видело в военном перевороте без участия народных масс ; некоторые считали целесообразным путь мирных реформ, проводимых сверху. В его оценки России увидели ниспровержение национальных святынь. В России нет позитивной идейной традиции, так как в свое время она приняла христианство в его византийской форме православие и оказалась исключенной из единства европейских народов, основанного на католицизме.

Если и было какое-то движение, то в нарастании рабства: Однако, бесплодность исторического прошлого России является по Чаадаеву благом.

Книжная серия - Из истории отечественной философской мысли

Если в католичестве заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало определенный политический уклад, философию, науку и литературу, улучшило нравы, то православие в России сохранило сущность христианства в первоначальной чистоте.

Призвание России в сближении православия и католицизма. Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы, если усвоит ценности Запада. Возникло два основных направления: Аксаковы считали, что у России свой путь развития. Русский народ обладает собственными жизненными ценностями: Славянофилы критиковали Петра 1 за то, что он направил Россию по ложному пути и поработил всех во имя государства. Они настаивали на необходимости отмены крепостного права и верили в великую миссию русского народа - именно Россия призвана спасти западную цивилизацию от буржуазного разложения и бездуховности.

Россия отстала от Западной Европы, законсервировалась сама в себе, и теперь должна наверстывать упущенное. Они одобряли признаки буржуазного общества, которые появлялись тогда в России и положительно оценивали деятельность Петра Великого по европеизации страны. Западная культура привлекала их прежде всего своим гуманизмом и либерализмом: Они критиковали деспотическую самодержавную власть и невежество народа. Россия должна освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

Общее для этих течений попытка нарисовать такой путь развития России, который отвечал бы национальным интересам России, вывел страну из отсталости и поднял до уровня разрешения не только собственных. Но и общечеловеческих проблем. Славянофилы и западники решали общую задачу, но пути и средства предлагали разные. Достоевский как идеолог почвенничества говорил о негативных последствиях петровских реформ.

Народ не принял европейскую цивилизацию. Достоевский отмечает противоречивость русского характера. В котором уживаются и смирение и самомнение, и страстность, и совестливость. Основная темы произведений Достоевского - человек, свобода, борьба добра и зла в человеке. Человек - микрокосм, центр бытия, вокруг которого все вращается. Человеческая природа противоречива иррациональна, его душа раздвоена и в ней идет постоянная борьба между добром и злом. Главное в человеке - это свобода. Прийти к добру человек может только через свободу.

Человек должен сделать сознательный свободный выбор. Однако и свобода неоднозначна: Достоевский исследует тот случай, когда свобода переходит в своеволие, своеволие ведет к злу, зло к преступлению, а преступление к наказанию. Свобода, переходящая в своеволие не хочет знать никаких ограничений, никаких святынь. Страдание - последствие зла.

Но страдание и очищает от зла: Достоевский проводит в своих романах героев через этот процесс: Нет единого человеческой цивилизации. Человечество - это абстрактная идея. Реально существуют лишь культурно-исторические типы, которые проходят один и тот же путь развития: Всякие разговоры о превосходстве той или иной культуры беспредметны: Европа и Россия - это две разные, не смешиваемые цивилизации, с различными культурными основаниями.

Европейская цивилизация прошла период своего расцвета и теперь находится на пути к дряхлению, ее сменит зарождающаяся славяно-русская цивилизация.

Прежде всего Леонтьев пытался установить законы созревания и гибели культур. Каждая культура проходит три периода: Второй период - цветущей сложности - характеризуется многообразием частей, при единстве целого. Для периода смесительного упрощения характерно стремление ко всеобщему равенству и демократизации, результатом ее являются: Оплот реакции - византизм, основанный на православии и сильной самодержавной власти.

Толстой считает, что решить существующие социальные проблемы и создать гармоническое общество можно только при помощи нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку.

Насилие должно быть исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать ничего кроме насилия. Толстой одинаков осуждает за насилие и правительство и революционеров.

Книжная серия - Из истории отечественной философской мысли

Толстой сомневается в прогрессе общества. Прогресс коснулся лишь меньшинства, которое пользуется достижениями цивилизации за счет огромного большинства. Отрицательно писатель и философ относится и к культуре! В духе славянофилов Толстой идеализирует народ, называя его носителем истинной веры и чистой нравственности. Россия очень отстала от Запада, но русский человек сохранил свою душу и национальный характер. Дух русского народа воплощен в сельской общине в виде основ прямой демократии: Но в той же врем индивид поглощен и подавлен общиной.

Поэтому нужна западная наука, политические свободы и правовые нормы. Социализм должен быть средством освобождения личности. Террор он резко отвергает террор. Единственный способ решения острейших проблем России Чернышевский видел в крестьянской революции. Основным угнетателем человеческого рода, источником зла и несчастий является государство. Оно представляет собой организованное выражение насилия и эгоизм чиновников. Осуществлять господство над людьми также помогает религия.

Бакунин был убежден, что русский мужик всегда готов к революции, так как он бунтарь по своей природе. В связи с этим революционерам следует идти в народа и звать его к бунту. На месте государства должно возникнуть общественное устройство, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций, наций. Лишь они способна сформулировать социальный идеал и донести его до трудящихся с помощью пропаганды.

Он призывал интеллигенцию к активной пропаганде социалистических идей среди русского народа: Вместе с тем, Лавров прекрасно осознавал, что революция не может быть искусственной - она должна созреть в недрах общества. Русский космизм - учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса.

Федорова - победа над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений. Нравственный долг потомков - вернуть жизнь всем предшествующим поколениям. Для воскрешения мертвых необходимо прекращение всякой вражды между людьми, нравственное объединение всех людей и активная регуляция природы путем науки и техники. Безграничное космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития: Со временем в ходе эволюции будет образован союз всех разумных высших существ космоса.

Сначала - в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная. Нравственная, космическая задача Земли - внести свой вклад в совершенствование Космоса.

наверх