Характеристика подросткового возраста курсовая - Тема: Психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый период — это этап развития, находящийся между детством и взрослостью. Актуальность этой темы в том, что подростковый возраст — самый трудным из возрастов человека, второе рождение, этот период можно сравнить с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований. Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами — формируются личностные смыслы жизни.

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности.

В центре внимания данной темы — подростки, которые образуют особую субкультуру со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами.

Главной целью реферата является изучения подросткового периода возраста, как перехода от детства к взрослости. В своей работе я ставлю задачи — рассмотреть развитие личности в условиях изменения общественного окружения, отношений, полового созревания, перестройки организма.

Подростковый период — это период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец. Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер. В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения:.

Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности диффузии идентичностикоторую человек проходит с 15 до 20 лет. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие — от 11 до Прихожан указывает, что это период длится с до лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в V-XI классах. Пубертатный период — время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков.

Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Возраст 13 лет — время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития 11 — 13 лет и начинается вторая 13 — 15 лета у мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития, которая продолжается примерно с 13 до 15 лет. Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения — всё это отражается на функциональных состояниях подростка.

Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости ещё не может не только проконтролировать, но и понять. Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми.

Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Плач без какой-либо видимой а часто и осознаваемой причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек. Особенно усиливается в дни менструации. У мальчиков возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими.

У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими. Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. С повышенной утомляемостью связано явление специфической подростковой лени. Часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо: Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость.

Отмечается временное нарушение координации подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях наличествует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы.

Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. С этим связаны также определенные трудности письменной речи. Известно, что в отрочестве девочки, как правило, лучше выражают свои мысли в письменной форме, чем мальчики. Однако в дальнейшем, после 14 — 15 лет, мальчики не только догоняют, но и часто опережают их в этом умении.

В связи с особенностями речевой сферы подростки часто замедленно реагируют на. Подростковый возраст — возраст проблем, рассуждений и споров. Находящаяся в разгаре своего созревания функция мышление начинает проявлять себя с большой энергией, и огромное место занимает мышление в жизни подростка. Они забрасывают в школе учителей вопросами, а дома усиленно думают над решением порой труднейших проблем.

Дружить для них в значительной степени, — значит иметь партнёров для рассуждений, а содержание их учебных предметов в большей мере состоит из рассуждений и доказательств. В подростковом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с ещё большей интенсивностью в юношеском возрасте.

Как ни интенсивно развивается мышление подростка, всё же оно недостаточно широко и глубоко, ещё недостаточно всёсторонне, ему недостаёт ещё философского диалектического мышления. Особенности теоретического мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя логическую эффективность каждого из.

Находит способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.

Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу, становится возможным самовоспитание. С общим интеллектуальным развитием связано развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству. Подростки начинают писать стихи и пьесы, серьёзно заниматься разными видами конструирования, изобразительным искусством и т.

Воображение подростка ещё пока менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребёнка. В своих фантазиях подросток лучше осознаёт собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является её раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. Фантазия как бы разбивается на два русла.

Она становится на службу эмоциональной жизни, потребностей, настроений, чувств, переполняющих подростка. Она дает личное удовлетворение, напоминающей детскую игру. Развитие самосознания — центральный психический процесс переходного возраста.

Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира — радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Внешность — важная сторона жизни.

Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо.

У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.

Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников.

Реферат - Особенности подросткового возраста 2 - Психология

Он может переживать отсутствие куртки — такой же, как у всех в его компании, — как трагедию. Самооценка часто служит средством психологической защиты. Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. Высокое самоуважение отнюдь не синоним зазнайства, высокомерия.

Реферат "Особенности подросткового возраста"

Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности.

Подростки с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание.

Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход, отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.

При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека.

В этот период значительно расширяется объём деятельности, меняется его характер, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок.

наверх