Государственное финансовое регулирование понятие - ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики. Нормальное функционирование экономики возможно, как известно, лишь при условии, когда каждое структурное подразделение органично увязано с другими.

Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Между тем экономика любой страны развивается неравномерно: Для обеспечения согласованного функционирования разных частей экономики осуществляют ее финансовое регулированиепод которым понимается такое распределение финансовых ресурсов, которое приводит к изменению темпов роста отдельных структурных подразделений, перестройке производства в соответствии с изменившимися потребностями общества.

В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

Государственное финансовое регулирование экономики оказывает большое влияние на структуру общественного производства. Необходимость государственного вмешательства в экономику с целью ее регулирования обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества -- обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и т.

Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике. Целью данной работы является рассмотрение сущности государственного финансового регулирования, а так же его необходимости в условиях рыночной экономики.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: Дать понятие и классификацию государственного финансового регулирования экономики. Определить направление, формы и методы государственного финансового регулирования экономики. Провести анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики в России.

Выявить проблемы и перспективы государственного финансового регулирования экономики. При написании курсовой работы, я опиралась на такие источники как Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию, Прогноз социально - экономического развития РФ, а также на труды известных экономистов.

На сегодняшний день, инструменты, методы и рычаги государственного финансового регулирования до конца не исследованы, остается множество нерешенных вопросов, касающихся вмешательства государства в экономику, его глубины, а так же способов и приемов такого вмешательства.

Именно поэтому, выбранная мной тема как нельзя более актуальна в настоящее время. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики. В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование экономики, которое представляет собой процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства.

Целью финансового регулирования является установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне. Централизованное вмешательство требуется для:. Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования экономики являются следующие исходные основания:. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях.

Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.

Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:. Весь процесс финансового регулирования экономики характеризуется многообразием объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов.

Государственное финансовое регулирование экономики

Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на виды, формы и методы. Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах: Финансовое регулирование экономики происходит в трех формах: Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование-способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности. Государственное финансирование производятся на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических косвенных и административных методов.

При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен.

В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность, а в ином случае вводит экономические меры, снижающие эту активность. К экономическим методам, прежде всего, относятся: Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса.

К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:. Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач.

Оно может охватывать как всю экономику в целом, так и ее отдельные отрасли например, социальную сферурегионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:.

Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т.

К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение. Запрещение -- это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию грузов других государств. Разрешение -- это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления.

Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт импорт ряда товаров. Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы. Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т.

Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением. Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования.

В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы. Нормативно-правовые акты, определяющие различные методы финансового регулирования экономики, можно разделить на следующие группы:. В первую группу, прежде всего, входит Конституция РФ. Очевидно, что Конституция закрепляет способы регулирования экономики и разграничение полномочий различных уровней государственной власти в самом общем виде.

Более подробные нормы устанавливаются федеральным законодательством. Федеральный конституционный закон от Говоря о группе нормативных актов можно отнести те, которые определяют правовой статус экономических региональных органов. Это положения о специальных экономических органах, утверждаемые обычно губернаторами. Большинство полномочий отраслевых департаментов или комитетов администрации области или аппарата правительства субъекта Федерации связано с их конкретной сферой деятельности, закреплено в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, Конституции.

Они содержат права и обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют их компетенцию в различных сферах экономической деятельности. Во вторую группу мер правового обеспечения экономической деятельности входит нормативно-правовое регулирование вопросов государственного программирования социально-экономического развития области, отношений собственности и бюджетных правоотношений, антимонопольное законодательство, ценообразование и защита прав потребителей.

К ним относятся меры государственной поддержки экономической деятельности и отраслевое законодательство о промышленности, сельском хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе, экономической инфраструктуре, налогах и финансах и пр. Важное направление правового регулирования экономики - разработка, утверждение и реализация прогнозов и программ социально-экономического развития.

Порядок прогнозирования и составления программ и соответствующие полномочия государственных органов в этой сфере закреплены в региональных законах, таких как: Долгосрочные целевые программы должны представлять механизм комплексного управления, как в отраслевом, так и в территориальном срезе. На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов.

Важное место среди составляющих правового обеспечения экономической деятельности занимают Бюджетный и Налоговый кодексы.

Финансовый словарь

Они определяют формы, объемы, источники, условия инвестирования. При этом наиболее распространенными формами являются введение для субъектов инвестиционной деятельности налоговых льгот; предоставление инвестиционного налогового кредита, обязательных государственных гарантий возврата привлекаемых для инвестиционной деятельности денежных средств; инвестирование из государственных источников финансирования. В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: Регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

Широкое использование финансов в составе всех их сфер и звеньев в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

Финансовое регулирование, понятие и сущность

Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Широкое использование финансов предприятий для регулирования воспроизводственных пропорций не исключает, однако, участия в данном процессе страхования в случае ощутимого ущерба от наступления страховых событийбанковского кредита при временной нехватке финансовых ресурсовбюджета при использовании механизма налогообложения, предоставлении налоговых льгот, выделении бюджетных субсидий и т.

Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет, прежде всего, сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения.

Такое регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта. Вместе с тем в условиях рынка существенно возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью налогов ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно будет расти значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства.

В перспективе страхование при надлежащей его организации сможет возмещать потери от неудачных научно-технических разработок, а также недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок и политических волнений.

Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом страховом и т.

наверх