Дембо рубинштейн интерпретация результатов - Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

Я предлагаю несколько методик для проведения Мониторингов в средней школе по гуманитарным дисциплинам. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее.

На следующей странице нарисовано 7 таких линий. Под каждой линией написано, что она обозначает. На каждой линии черточкой — отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком х отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за.

Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня нижняя точка до наивысшего верхняя точка. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом или группой учащихся, так индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу: После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно минут.

Целесообразно наблюдать, как разные школьники выполняют задание: Все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов. Оцени себя по ниже приведенным качествам, которые обозначены у каждой вертикальной черты. Нижняя точка черты обозначает самый низкий уровень развития качества, а верхняя — наивысш ий. На каждой линии черточкой — отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в настоящий момент.

После этого крестиком Х отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за. Обработке подлежат ответы на 6 линиях шкалах. Размеры каждой шкалы равны мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах например, 54 м.

Обработка включает следующие этапы:. Записывается значение каждого из трех показателей. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей по всем 6 шкалам. Определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки.

Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником различных сторон своей личности см. В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего классаможно использовать разность между максимальным и минимальным значением.

Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом. Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие — очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.

Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются.

Неполностью указывается только самооценка или уровень притязанийответы выходят за пределы шкалы знак ставится выше верхней точки или ниже нижнейиспользуются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.

Оценка интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, приведенными далее. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено. При этом оптимальным является сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Очень высокий уровень притязаний — от 90 до баллов — свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания в этом плане заслуживают такие случаи, когда уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы бал. Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста — это неблагоприятный показатель, поскольку, как известно, основное психологическое содержание данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к такому умению достаточно высокие требования.

Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости. Если такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Естественно, что чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии. Если очень высокий или очень низкий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкалето это может характеризовать повышенную значимость или декларируемое пренебрежение того или иного качества для школьника.

Следует отметитьчто по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее. Количество баллов от 75 до и выше предлагаемого максимума свидетельствует о завышенной самооценке переоценке себя и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Такая завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку недооценку себя и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которых он действительно стремится достичь. Притязания в значительной части случаев основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождения от 1 до 7 баллов и особенно случаи полного совпадения уровня притязаний и уровня самооценки указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.

Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней части шкалы б. Если таким образом заполняются 1 или 2 шкалыэто указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно неблагоприятны случаикогда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания — в средней или высокой.

При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие. Характеристика описанных выше параметров может быть применена при анализе как результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом. Оценка дифференцированности, то есть расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности.

Поэтому мы остановимся на этом вопросе позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически ристак и количественно табл. К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки.

Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний.

Если подобные ответы учащийся дает по большинству или по всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности. Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение только самооценки или только уровня притязаний могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая предельно низкая самооценка при крайне высоких, часто скрытых притязаниях.

Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента. Многочисленные поправкизачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки.

Наиболее часто такие ответы встречаются у учащихся 7 классов, старших подростков.

Методика Дембо-Рубинштейн

Сильное возбуждение, демонстративные высказывания разного рода во время заполнения методики, отказ выполнять задание и другие проявления в значительной части случаев свидетельствуют о повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций, о которых говорилось выше.

Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым и в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок указывают на значительные затруднения в оценке.

Слишком быстрое выполнение задания обычно свидетельствует о формальном отношении к данной работе. Для углубленного анализа индивидуальных вариантов самооценки привлекается ряд дополнительных характеристик, полученных с помощью методик, выявляющих тревожность, социально-психологическую адаптированность, а также с помощью бесед со школьниками и учителями 1.

Основное значение при характеристике индивидуальных вариантов отношения школьника к себе имеют средний показатель самооценки медиана и степень дифференцированности самооценки. За норму можно принять сочетание средней или высокой самооценки при умеренной степени ее дифференцированности. Таких испытуемых обычно характеризует средний или высокий уровень притязаний при умеренной их дифференцированности, а также умеренное расхождение между притязаниями и самооценкой.

Именно в этих случаях притязания выполняют свою основную функцию — стимулируют личностное развитие. Дифференцированное отношение к различным сторонам своей личности у этих испытуемых в значительной мере сбалансировано: В целом такая самооценка может быть охарактеризована как гармоничная, с сочетанием разумных пропорций между притязаниями и оценкой собственных возможностей.

Столь же благоприятным и близким по содержанию является вариант отношения к себе, при котором очень высокая самооценка б. Важным условием здесь является также наличие очень высоких, но дифференцированных умеренно притязаний и умеренного расхождения между притязаниями и самооценкой.

Данные показывают, что такие школьники часто отличаются высоким уровнем целеполагания: Интересно, что у всех школьников с таким вариантом самооценки довольно ровные и при этом высокие показатели социально-психологической адаптированности. Такой вариант отношения к себе, по-видимому, является очень продуктивным. Низкая, умеренно дифференцированная самооценка, сочетающаяся со значительным расхождением между притязаниями и самооценкойявляется показателем неблагоприятного отношения к себе, неблагополучия в личностном развитии.

Неблагоприятными являются также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым расхождением между притязаниями и самооценкой. Высокая, слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с очень высокими недифференцированными притязаниями и характеризующаяся сильным расхождением между притязаниями и самооценкойкак правило, свидетельствует о том, что в самооценке школьника отражается лишь его общее положительное отношение к себе, причем отношение эмоциональное, самооценка не основывается на анализе своих возможностей.

Очень высокая слабо дифференцированная самооценка, сочетающаяся с предельно высокими часто даже выходящими за крайнюю верхнюю точку шкалслабо дифференцированными обычно совсем не дифференцированными притязаниями и характеризующаяся слабым расхождением между притязаниями и самооценкойуказывает на глобальное, завышенное представление о.

В других случаях подобная самооценка может выражать самые различные явления — инфантилизм, самодостаточность. Она может также выступать и как реактивное образование на какое-то сильное внешнее неблагополучие, остро переживаемый внутренний конфликт. В последнем случае она сочетается с ярко выраженной тревожностью.

Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

Таким образом однозначно охарактеризовать этот вариант самооценки достаточно трудно это можно сделать только в общем контексте широкого изучения личности школьника.

Несомненно, однако, что подобная самооценка не несет в себе стимул для личностного развития, то есть является непродуктивной. Поэтому учащиеся с такой самооценкой, безусловно, должны привлечь внимание школьного психолога.

наверх